Контакты Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное казенное учреждение культуры
Отдел культуры муниципального района
Кушнаренковский район Республики Башкортостан

Часы работы


ПН-ПТ: 9:30-20:00
Обед: 12:30-14:00
СБ,ВС: выходной

УДМУРТСКИЙ ОБРЯД МОЛЕНИЙ ВӦСЯСЬКОН (гуртэн вöсь) ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА КАНЛЫ КУШНАРЕНКОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

04.03.2024

Вӧсяськон – удмуртский обряд молений. Данный вид молений проходит после завершения весенне-полевых работ. Обряд проходит в удмуртском селе Канлы Кушнаренковского района Республики Башкортостан.

Гуртэн вöсь – моление деревней – это моление, которое проводится всем удмуртским народом. Молятся за мир, здоровье, благополучие людей и чтобы урожай был, чтобы все люди и народы жили в дружбе и согласии. Такой религиозный обряд, некогда забытый, возрожден в селе Канлы по инициативе учителя удмуртского языка и литературы Сайфутдиновой Тамары Галяутдиновны.

В молении гуртэн вöсь участвуют только представители одной деревни. Раньше посторонним и вышедшим замуж в чужие деревни запрещено было даже издали наблюдать за обрядом.

Проводит моление жрец (жрецы) вöсясь. К выбору жреца в деревне относились очень ответственно: он должен быть уважаемым человеком, обладать хорошей памятью, чтобы без ошибок и остановок прочесть молитву. У жреца было несколько помощников: тылась — тот, кто следит и поддерживает огонь, парчась — тот, кто закалывает жертвенное животное и разделывает тушу мяса. Одежда всех участников обряда должна быть белого цвета, который подвязывают ритуальным полотенцем.

Деревенское моление гуртэн вöсь проходит за один день. Накануне помощники жреца собирают крупу для жертвенной каши, масло, деньги у жителей деревни. В священном месте (на восяськон) готовят дрова, приспособления для разделки туш жертвенных животных, заранее выкапывают небольшие ямки для жертвенной крови, моют родниковой водой ритуальную посуду, котлы.

Рано утром в день моления жрец и его помощники приходят на восяськон, разводят ритуальный огонь, который должен гореть все время моления. Жрец с помощниками готовит обрядовую кашу. Затем с блюдом каши в руках жрец становится на первую молитву — сизиськон. Этот этап моления является самым важным, в это время жрец от имени жителей деревни вступает в диалог с богами, просит их разрешить провести моление и выслушать их просьбы.

Между первой и второй молитвами приносят в жертву животных. Тушу разделывает специальный человек парчась с помощниками. Животное должно быть «чистым», одной масти, на шкуре не должно быть никаких пятен. Кровь жертвенного животного сливают в заранее приготовленную ямку — богу земли Мукылчину. Мясо разделывают и ставят варить в отдельном котле над костром.

Сварившееся мясо вынимают из котла, выкладывают отдельно, а в бульоне варят крупу. Жрецы встают лицом к югу (к солнцу) и начинают молиться, все присутствующие в это время опускаются на колени, отдают земные поклоны после каждого «Оминь». Жрецы просят ниспослать хороший урожай, теплые дожди, благополучие, достаток, здоровье детям, семье, обращаясь к богу Мусо Инмаре-Кылчине («милый бог Инмар-Кылчин»), Зугыт тöдьы бур Инмаре-Кылчине («Светлый белый правый Инмар-Кылчин»).

В это время на место моления прибывает народ из деревни. Жрец встает на третью молитву с хлебом и ветками березы в руках. Теперь молятся с приготовленной на бульоне кашей. Затем накладывают кашу и мясо в тарелки, и все приступают к еде.

По окончании моления жрецы собирают все кости жертвенных животных, оставшиеся после трапезы. Ни одна косточка не должна быть выброшена, не должна попасть собаке или другому хищнику. Кости белой овцы, гуся или утки сжигают, а черной овцы закапывают в землю, в ту самую ямку, куда до этого сливали кровь. Воду, которой мыли ритуальную посуду, выливают в огонь. Тщательно следят, чтобы остатки жертвенного хлеба, обрядовой трапезы не попали скотине, иначе моление будет не впрок. Потом снимают ритуальные полотенца, разбирают «небесные ворота», складывают в одно место использованные березовые ветки. Затем гасят костер березовыми ветками, три раза по солнцу обходят костер со словами «Кабыл мед луоз куреськеммы (Пусть будут приняты наши молитвы)», подметая к центру кострища пепел.